Содержание |
---|
Катер или мотолодка |
Материалы для изготовления |
Однако из обычных материалов (дерево и фанера) выполнить такие формы практически невозможно. Поэтому здесь применен пенoплаcт. После того как каркас корпуса склеен и отмалкован по поверхности под обшивку, его вклеивают кусками подходящей формы, постепенно заполняя все проемы каркаса — от киля до скулы, от скулы до привального бруса. Получается стенка толщиной 100—150 мм. Форма диктуется контуром шпангоута. Для повышения механических свойств пенoплаcт армируют, забивая в него стержни толщиной 8—10 мм из дуба или ясеня, с эпоксидным клеем, соединяя, таким образом, несколько вклеиваемых кусков. Склейке дают устояться в течение 2—3 суток.
Затем поверхность обрабатывается большим кривым ножом, специальными рубанками, сапожными рашпилями и крупной шкуркой. Чтобы правая и левая части получались симметричными, применяют лекала - контршаблоны, снятые с теоретического чертежа.
Изъяны поверхности устраняются вклейкой кусочков пенопласта и шпаклевкой — или его опилками, либо древесной мукой на эпоксидном клее. После обработки поверхность пенопласта оклеивают одним слоем стеклоткани марки АСТТ(Б) и обшивают заднюю часть корпуса, имеющую более простую форму, водостойкой фанерой.
Фанеру с пенопластом соединяют внакладку, на ус, тщательно проклеивая соединение эпоксидной смолой. После зачистки все стыки фанеры оклеиваются полосками стеклоткани, а затем двумя-тремя слоями — весь корпус. Особенно тщательно следует проклеивать участки, в которых заложен пeнoплaст.
Если он недостаточно твердый, количество слоев надо увеличить до 5 или 6 в зависимости от толщины стеклоткани и получающейся корки.
По всем шпациям от транца до шпангоута № 2 расположены продольные бортовые рундуки. Такая система жестких коробок позволяет облегчить каркас и сделать большой открытый кокпит в кормовой части, не снижая его сопротивляемости на продольное скручивание.
Достоинство рундуков еще и в том, что сиденья можно располагать как поперек, так и вдоль корпуса, легко трансформируя их в спальные места.
Рубка-надстройка может быть выполнена из старого кузова от автомобилей типа «Москвич» — 402, 407, 408 . различных модификаций. Особенно подходит для этой цели кузов-«фургон». Преимущество такой рубки — хороший внешний вид, готовое остекление с надежными резиновыми уплотнениями, максимальный внутренний объем за счет отсутствия бимсов крыши.
Наилучший материал для крыши каюты — пeнoплaст толщиной 80— 100 мм, — его можно ставить на очень тонких бимсах. Такой крыше практически можно придать любую погиб с помощью сапожных рашпилей и специальных рубанков; после обклейки одним-двумя слоями стеклоткани она приобретает очень высокие механические качества при минимальном весе.
Однако следует заранее оговориться, что при изготовлении рубки-надстройки необходимо хорошо продумать систему уплотнения стекол — иначе в каюту будет попадать вода. Ветровое стекло рулевого должно быть съемным или складывающимся — это упростит транспортировку, проход под низкими мостами и т.д.
При двух подвесных моторах полезной оказывается разделяющая пластина из 6-мм дюралюминия или 3-мм стали, тщательно отполированная и установленная точно в диаметральной плоскости судна.
Эта пластина устраняет вредное взаимодействие винтов, работающих в непосредственной близости друг от друга. Повышается их упор, возрастает тяга, и моторы меньше изнашиваются.
«Тайфун» прошел длительные испытания — с подвесными моторами «Вихрь», со стационарным двигателем М-21 («Волга») и различными движителями (водомет, гребной винт с передачей Г-образной колонкой и прямым валопроводом).